В этом году мы отвечаем 140-летний юбилей выдающегося учёного, педагога и инженера, основателя важнейшей в приборостроении дисциплины «Теория и практика гироскопических приборов» Бориса Ивановича Кудревича. Борис Федорович – основоположник применения гироскопов на флоте, в авиации и в других областях. Он автор многочисленных трудов по прикладной гироскопии, гидроакустике, астрономии. Б.И. Кудревич работал научным консультантом на заводе «Электроприбор» в конце 1930-х гг., когда были построены новые гирокомпасы «Курс-1», «Курс-2» и «Полюс».
Борис Иванович родился в Харькове 29 февраля 1884 г. В 1908 г. окончил физико-математический факультет Харьковского университета. Работал в Харьковской астрономической обсерватории, а в 1913 г. был направлен в Пулковскую астрономическую обсерваторию. По приглашению Главного гидрографического управления начал работать в военно-морском ведомстве.
С 1915 г. начался новый этап научно-технической деятельности Бориса Ивановича, связанный с оснащением кораблей Военно-Морского Флота новейшими навигационными приборами. В те годы на наших новых линкорах и крейсерах стали устанавливать гироскопические компасы системы «Сперри», и Борис Иванович Кудревич, один из немногих специалистов, сразу осознавших преимущества, связанные с применением гирокомпаса на кораблях, занялся изучением теории и практики гироскопического компаса.
В 1916 г. Борис Иванович организовал в Гельсингфорсе первую ремонтную базу по гирокомпасам и «гирокласс», в котором была подготовлена первая группа русских техников по этим приборам. оздал новую группу специалистов по гирокомпасам, с помощью которых было восстановлено большое число гироскопических приборов на кораблях.
Борису Ивановичу суждено было стать начинателем и другого технического направления на флоте. С 1924 г. он занимался теорией и практикой гидроакустических приборов.
В 1929 г. руководство Гидрографического управления совместно с Техническим управлением Военно-морских сил приняло решение об организации производства отечественных гирокомпасов.
В 1931 г. первый советский гирокомпас был изготовлен и прошёл ходовые испытания на эсминце «Яков Свердлов». В дальнейшем от приборостроительной промышленности потребовалась разработка гирокомпаса повышенной точности, необходимого, в частности, для эффективного применения с кораблей артиллерийского и торпедного оружия. К решению этой задачи в 1933 г. был подключён завод «Электроприбор», обладавший высокой по тому времени культурой производства и коллективом высококвалифицированных специалистов, талантливых, творческих инженеров и конструкторов, таких как Н.Н. Остряков, В.И. Кузнецов, С.Ф. Фармаковский, Э.И. Эллер, М.П. Тарасов, И.И. Фёдоров, М.А. Шиф, А.М. Шифрин, В.И. Блинков. В разработке гироскопических приборов эти специалисты играли ведущую роль.
В 1937 г. первые опытные образцы гирокомпаса «Курс» были изготовлены, успешно прошли лабораторные испытания, а один из приборов – ходовые испытания на лидере «Ленинград» на Балтийском море.
Существенное значение для разработки новых гирокомпасов имели научно-технические консультации Бориса Ивановича Кудревича. Вместе с группой инженеров завода он выпустил обширное пособие «Гирокомпасы «Курс-1» и «Курс-2».
Преподавательская деятельность Бориса Ивановича началась ещё в 1916 г. В течение ряда лет он вёл занятия по специальности «Гироскопические приборы».
Борис Кудревич оставил после себя богатое научное наследие – более семидесяти работ по прикладной гироскопии, гидроакустике, астрономии. Пионер в теории и практике гироскопических компасов, Борис Иванович был вместе с тем и первым автором научно-технических исследований по гироскопии, а также пособий и руководств по гироскопическим приборам. Он создал не имеющее себе равных в мировой технической литературе классическое обширное руководство «Теория и практика гироскопического компаса», вышедшее в пяти томах.
Более пятидесяти лет жизни отдал Борис Иванович Кудревич своему любимому делу, добившись важных научных и практических результатов. За выдающуюся научно-техническую и инженерную деятельность в области гироскопической техники ему были присвоены высокие учёные степени и звания. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени и несколькими медалями. В 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Борис Иванович был удостоен почётного звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». Именем Б.И. Кудревича было названо учебное судно ВМФ РФ («Профессор Кудревич»).
Фото: Музей истории Университета ИТМО
Дальнейшая информация: pr@eprib.ru